14
Окт
Westland Wasp – ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ
Автор: admin | Рубрика: Westland Wasp
В середине 1950-х годов фирмой Saunders-Roe началась разработка для армейской авиации нового многоцелевого вертолета, который предназначался для замены легких двухместных вертолетов “Skeeter”, использовавшихся для разведки и воздушного наблюдения.Первый опытный вертолет, получивший обозначение Р.531-1 и являющийся развитием вертолета “Skeeter”, но отличающийся большими размерами и снабженный турбовальным газотурбинным двигателем вместо поршневого, совершил первый полет 20 июля 1958 года. В августе 1959 года начал проходить летные испытания второй опытный вертолет с новым несущим винтом и усовершенствованными системами. В 1959 года фирма Saunders-Roe вошла в фирму Westland, которая приняла решение продолжать разработку вертолета в двух вариантах: многоцелевой с лыжным шасси для армейской авиации и многоцелевой и противолодочный с колесным шасси для авиации военно-морских сил.
В 1960 году министерство обороны Великобритании после оценочных испытаний трех опытных вертолетов заказало семь предсерийных вертолетов для армейской авиации. Всего для ВМС Великобритании было построено 98 вертолетов Wasp, первые из них поступили в эксплуатацию в 1963 г. Кроме того, вертолеты Wasp поставлялись ВМС Бразилии, Нидерландов, Новой Зеландии и Южной Африки. Вертолеты Wasp оснащались турбовальными двигателями Rolls-Royce/Bristol Nimbus 503 или 504.
Конструкция вертолета:
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным или колесным шасси, имеет общую конструкцию для обеих модификаций.
Фюзеляж цельнометаллический с работающей обшивкой, состоит из двух секций. В передней располагается кабина размерами 1.84 х 1.55 х 1.35м, топливные баки и грузовой отсек, задняя часть переходит в хвостовую балку с рулевым винтом, установленным на киле, и горизонтальным оперением.
Шасси четырехопорное колесное неубирающееся. Все колеса при посадке ориентируются под углами 45? и 135?, чтобы предотвратить перемещение вертолета на площадке, колеса бескамерные. Размер колес 375 х 190240мм, давление в пневматиках 0.4МПа.
Несущий винт четырехлопастный, цельнометаллический, с шарнирным креплением лопастей, снабжен тормозом. Лопасти прямоугольной формы в плане, крепятся к втулке с помощью вертикальных и горизонтальных шарниров и осевых шарниров с торсионами; могут складываться.
Рулевой винт диаметром 2.29м, двухлопастный, крепится с помощью совмещенного горизонтального шарнира. Лопасти рулевого винта цельнометаллические.
Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД Роллс-Ройс “Нимбус” Мк. 503 мощностью 710кВт, который размещается сверху фюзеляжа за главным редуктором и не закрыт обтекателем. Топливо размещается в трех мягких баках общей емкостью 705л. Заливная горловина находится в полу с правого борта. Емкость маслобака 7л.
Трансмиссия состоит из главного редуктора, промежуточного и хвостового редукторов и валов. Передаточное отношение трансмиссии от двигателя к несущему винту 15:1.
Система управления дублированная, бустерная. Гидросистема с давлением рабочей смеси 7.1МПа, обеспечивает привод гидроусилителей втулки и тормоза несущего винта.
Электросистема питается от генератора постоянного тока напряжением 28В или аккумуляторов емкостью 2535 А-ч. Имеется преобразователь трехфазного переменного тока напряжением 115В и частотой 400 Гц.
Оборудование вертолета включает KB приводную радиостанцию PTR.170 и PV.141 и резервную КВ-радиостанцию, стандартное оборудование для полетов по приборам, систему автоматической стабилизации с автопилотом, связанным с радиовысотомером. Дополнительное оборудование включает систему подогрева лобового стекла кабины мощностью 1кВт, а в спасательном варианте вертолет снабжается гидравлической лебедкой.
Вооружение - две противолодочные торпеды Мк.44, подвешенные на держателях под фюзеляжем.
Вооружение модификации “Scout” — два пулемета калибром 12.7мм на пилонах по бокам фюзеляжа или 6 НАР калибром 70мм или 4 ПТУР SS.11. Вооружение модификации “Wasp” — две противолодочные торпеды Мк.44, подвешенные на держателях под фюзеляжем.
Модификации вертолета:
“Scout” АН. Мк.1 – многоцелевой вертолет для армейской авиации Великобритании; выпускался серийно с 1962 года, поставлено 139 вертолетов, было поставлено также два вертолета для флота Австралии, три – для ВВС Иордании, два для полиции Бахрейна и два для полиции Уганды. В 1982 г. вертолеты “Scout”, вооруженные ПТУР SS.11, использовались во время военных действий на Фолклендских островах против бронированной техники Аргентины.
“Wasp” HAS. Мк.1 – многоцелевой и противолодочный вертолет для флота, совершил первый полет 28 октября 1962 года, выпускался серийно с 1963 года, поставлено 96 вертолетов, которые базируются на 50 боевых кораблях. Поставлялись также в Бразилию (10 вертолетов), Голландию (12), Новую Зеландию (10), Южную Африку (17) и Индонезию (10), где многие вертолеты до сих пор находятся в эксплуатации.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение – 1963
Диаметр главного винта – 9,83 м
Диаметр хвостового винта – 2,29 м
Длина – 9,24 м
Высота – 3,56 м
Масса, кг
- пустого – 1570
- максимальная взлетная – 2495
Внутренние топливо – 560 л
Тип двигателя – 1 ГТД Rolls-Royce Nimbus Mk.503 или Mk.504
Мощность – 1 х 1060 л.с. (1 х 720 л.с.)
Максимальная скорость – 193 км/ч
Крейсерская скорость – 179 км/ч
Практическая дальность – 488 км
Дальность действия – 410 км
Скороподъемность – 439 м/мин
Практический потолок – 3810 м
Статический потолок – 3720 м
Экипаж – 2 чел
Полезная нагрузка: 4 пассажира или 680 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка – 245 кг на 2 узлах подвески: 2 торпеды Mk.44 или Mk.46 или Stingray, или 2 УР “воздух-поверхность” AS.11, или 2 глубинные бомбы Mk.11.